Нигматуллин Ришат Вахидович – заместитель начальника Уфимского юридического института МВД России по научной работе, доктор юридических наук, доцент
Произошел распад «социалистического лагеря», в Восточной Европе появи- лись новые государства. На территории бывшего СССР также возникли суверен- ные государства, 11 из которых создали Содружество Независимых Государств. Внутренняя и внешняя политика Российской Федерации начала 90-х годов отме- чена активным стремлением более полного использования в собственных интере- сах изменений, произошедших в мире. В 1993 году была принята новая Конститу- ция России. При ее создании был учтен опыт международного сотрудничества, выразившийся в утверждении мировых стандартов в области прав человека. В ее основу легли важнейшие положения общепризнанных международных актов, таких, как Всеобщая декларация прав человека 1948 года, международный Пакт о гражданских и политических правах, международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года и др.
Конституция РФ в пункте 4 статьи 15 закрепила примат международно- правовых норм над нормами национального права в случае их противоречия [2]. Необходимо отметить, что в условиях роста международной преступности им- плементация норм международного права во внутригосударственное законода- тельство имеет важное практическое значение.
Политика международного сотрудничества в борьбе с преступностью в конце ХХ века получила свое закрепление в Концепции национальной безопасности Рос- сийской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ 17 декабря 1997 года [3].
В области борьбы с преступностью Концепция в качестве важнейших за- дач, в частности, закрепила:
В 90-е годы XX столетия во всем мире увеличилось число террористиче- ских актов с применением взрывных устройств. Отсутствие единой универ- сальной конвенции, посвященной этому виду преступлений, значительно осложняло борьбу с бомбовым терроризмом. Широкий подход к борьбе с этим видом преступности продемонстрировала принятая 15 декабря 1997 года Гене- ральной Ассамблеей ООН Международная конвенция по борьбе с бомбовым терроризмом [4]. Она предопределила меры ведущих государств мира, в том числе России, по совершенствованию внутреннего законодательства, касающе- гося борьбы с терроризмом. В большинстве из них были приняты специальные законы [5]. Дело в том, что как бы хорошо ни были разработаны соответству- ющие международно-правовые стандарты, какими бы детальными и тщательно продуманными они ни были, если их осуществление не будет подкреплено дей- ствиями государств на национальном уровне, то они навсегда останутся рекомендациями [6].
В конце ХХ века государства начинают предпринимать меры, препят- ствующие финансированию терроризма. Так, в итоговой Декларации совеща- ния министров «восьмерки» в Оттаве от 12 декабря 1995 года пункт 12 специально был посвящен финансированию террористической деятельности: «Мы призываем все государства принимать соответствующие меры совместно с другими государствами с тем, чтобы воспрепятствовать получению террори- стами финансовых средств, которые тем или иным образом идут на поддержку террористической деятельности, а также изучать возможности выявления и замораживания финансовых средств, используемых террористическими груп- пами» [7]. 9 декабря 1999 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма. Этот принципиально важный документ поставил реальный заслон финансированию терро- ризма. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию 10 июля 2002 года [8].
Конец ХХ – начало XXI века ознаменовались серьезными подвижками в деле борьбы с преступлениями международного характера. Толчком этому по- служил Саммит тысячелетия, состоявшийся в сентябре 2000 года. Необходимость активизации борьбы с терроризмом и скорейшего принятия всеобъем- лющей конвенции по борьбе с этим преступлением подтвердили трагические события сентября 2001 года в США, когда в результате атаки захваченных тер- рористами самолетов были уничтожены два небоскреба Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и повреждено здание Пентагона в Вашингтоне.
После сентябрьских событий Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1373 о комплексе мер по борьбе с терроризмом, особенно по пресечению финансовой поддержки террористической деятельности. В частности, резолю- ция требует от государств ввести уголовную ответственность за умышленное предоставление или сбор средств для совершения террористических актов, заморозить финансовые средства и активы террористов и их сторонников, запре- тить другим лицам предоставлять финансовые средства террористам, не предо- ставлять им убежище, оказывать друг другу всемерное содействие в связи с уголовными расследованиями или уголовным преследованием [9].
Этой резолюцией был учрежден Комитет Совета Безопасности ООН по борь- бе с терроризмом (Контртеррористический комитет), состоящий из трех подкомитетов, который должен взять на себя роль координирующего механизма, механизма мониторинга, а также роль стимулятора и катализатора более активных действий стран – участников ООН в борьбе с терроризмом.
12 ноября 2001 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1377 о глобальных усилиях по борьбе с терроризмом. Она призывает все государства предпринять срочные шаги для полного осуществления резолюции 1373 и оказывать друг другу содействие в этом. Контртеррористическому комитету предлагается изучить возможные пути оказания государствам помощи [10]. В числе первоочередных задач ООН определила укрепление существующей нормативноправовой базы, в частности, через присоединение всех государств-членов к существующим 12 контртеррористическим международно-правовым документам, а также создание механизма контроля за их выполнением [11].
Законодательные и административные меры, принятые в странах Запада по- сле событий 2001 года, привели к определенному ограничению гражданских прав и свобод. Так, немецкий ученый Й. Брамль, отмечая тенденцию эволюционирования американского государства в направлении «государства безопасности», высказал опасение, что это может повлиять на представление о демократической правовой государственности и международном правопорядке в других странах [12].
На рубеже веков серия террористических актов произошла и в странах Юго-Восточной Азии. Ответом явилось принятие государствами – членами АСЕАН в ноябре 2001 года Декларации о совместных действиях по противо- действию терроризму. В рамках этой региональной организации борьба с тер- роризмом и другими криминальными вызовами современности в начале XXI века приобрела системный характер. В мае 2002 года совещание мини- стров стран АСЕАН в Куала-Лумпуре приняло рабочий план, предусматрива- ющий повышение уровня взаимодействия правоохранительных органов, рас- ширение обмена информацией в целях борьбы с терроризмом. В короткие сро- ки в Куала-Лумпуре был создан Региональный антитеррористический центр. Очень значимой, на наш взгляд, явилась принятая в июле 2002 года Региональ- ным форумом АСЕАН Декларация по финансовым мерам противодействия терроризму. В ней предусмотрено, в частности, замораживание террористиче- ских активов; внедрение международных стандартов борьбы с этим видом пре- ступления; международное сотрудничество в сфере обмена информацией; со- здание органов финансовой разведки и региональных органов по борьбе с от- мыванием денег, аналогичных ФАТФ; активное техническое межгосударствен- ное сотрудничество [13].
Состоявшийся в Пномпене в июне 2003 года Региональный форум АСЕАН принял Заявление о контртеррористическом сотрудничестве в области безопасности границ. В нем отмечается, что борьба с терроризмом требует комплексного похода и беспрецедентного международного сотрудничества. В качестве первоочередных задач намечено:
Применение современных технологий в борьбе с международной пре- ступностью нашло свое выражение в поддержке странами АСЕАН междуна- родной деятельности в рамках ИКАО по разработке минимальных стандартов применения биометрии в процедурах обеспечения безопасности и документах.
Совет Безопасности ООН в октябре 2004 года принял резолюцию 1566, кото- рая поставила перед государствами – членами ООН задачу по принятию всеобъем- лющей конвенции о международном терроризме, а также международной Конвен- ции о борьбе с актами ядерного терроризма [15].
Уже 13 апреля 2005 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Междуна- родную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма, подготовленную на основе российского проекта 1997 года [16].
На международном уровне уже давно предпринимались усилия по разра- ботке всеобъемлющей конвенции по борьбе с международным терроризмом. В августе 2000 года Шестой комитет Генеральной Ассамблеи ООН рассмотрел представленный Индией рабочий документ «Проект всеобъемлющей конвен- ции по международному терроризму» с тремя приложениями, регламентирую- щими исключения в отношении политических преступлений, процедуры предо- ставления взаимной юридической помощи и выдачи преступников [17]. И хотя проект не был принят, он явился еще одним шагом в решении этой проблемы.
Камнем преткновения является отсутствие единства в определении поня- тия «международный терроризм». Необходимость его нормативного закрепле- ния назрела давно. Нерешенность проблемы создает условия для политики «двойных стандартов», выражающейся в невыполнении всего комплекса поло- жений антитеррористических конвенций, когда это «удобно» для какого-либо государства, в том числе и в критике России на заседаниях Парламентской Ас- самблеи Совета Европы. Лишь эскалация терроризма в конце ХХ – начале ХХI столетия, как нам кажется, сдвинула дело с мертвой точки. Так, Генеральным секретарем ООН в 2003 году была создана Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам для подготовки Всеобъемлющего мнения относительно перспектив решения проблем обеспечения более безопасного мира в ХХI веке.
В докладе, подготовленном Группой, была отмечена необходимость выра- ботки всеобъемлющей конвенции о терроризме, включая его четкое определе- ние. По мнению Группы высокого уровня, определение терроризма должно включать следующие элементы:
a) признание – в преамбуле – того, что применение силы государством против мирных жителей регулируется Женевскими конвенциями и другими до- кументами и, если она применяется в достаточно широком масштабе, представляет собой военное преступление со стороны соответствующих лиц или пре- ступление против человечности;
b) подтверждение того, что акты, подпадающие под 12 предшествующих антитеррористических конвенций, представляют собой терроризм, и заявление о том, что они являются преступлением согласно международному праву; и подтверждение того, что терроризм в период вооруженного конфликта запре- щен Женевскими конвенциями и протоколами;
c) ссылку на определения, содержащиеся в Международной конвенции 1999 года о борьбе с финансированием терроризма и в резолюции 1566 (2004) Совета Безопасности;
d) описание терроризма как «любого деяния, в дополнение к деяниям, уже указанным в существующих конвенциях по различным аспектам терроризма, Женевских конвенциях и резолюции 1566 (2004) Совета Безопасности, которое имеет целью вызвать смерть мирных жителей или некомбатантов или причи- нить им тяжкие телесные повреждения, когда цель такого деяния, в силу его характера или контекста, заключается в том, чтобы запугать население или за- ставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения» [18].
Очень значимым для укрепления мира во всем мире и создания реальных условий для обуздания международного терроризма явился тот факт, что в начале XXI века благодаря сближению позиций России, стран Европы и США международный терроризм начал терять связь с государственными структурами [19]. Это дает возможность осуществить в борьбе с международным террориз- мом глобальный подход, выражающийся в создании унифицированной между- народно-правовой базы.
Конец ХХ – начало XXI столетия дали миру примеры использования во- оруженных сил против террористической угрозы: это использование некото- рыми странами (ФРГ, Израиль) спецподразделений для освобождения залож- ников за рубежами собственной страны, ракетная атака США против Ирака в ответ на угрозу теракта против Буша-старшего, военная операция США и его союзников против талибов в Афганистане. Учитывая то, что последняя опера- ция была санкционирована Советом Безопасности ООН, можно сделать вы- вод, что подобные акции входят в мировую практику. В этих условиях нам кажется принципиально важным предложение О.Н. Хлестова об установлении определенного порядка, при котором, в случае террористического нападения, до применения вооруженных сил на основании права на самооборону необхо- димо выяснить ряд обстоятельств, в частности:
– причастность к совершенному террористическому нападению госу- дарств или властей, контролирующих территорию, против которых возможно применение вооруженных сил;
– согласие выдать террористов и осуществление передачи;
– согласие принять меры к недопущению использования их территории в террористических целях и осуществление таких мер на практике [20].
Активизация террористической деятельности ускорила создание всеобъ- емлющей стратегии ООН по борьбе с терроризмом. Элементы этой стратегии выглядят следующим образом:
– во-первых, разубедить недовольные группы использовать терроризм в качестве тактического средства для достижения своих целей;События начала XXI века заставили активизировать деятельность Сове- та Европы в борьбе с терроризмом. 16 мая 2005 года была принята Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма [22]. В частности, статья 4 Кон- венции предлагает странам оказывать помощь и поддержку друг другу в целях увеличения своих возможностей по предупреждению указанных преступле- ний, в том числе путем обмена информацией и опытом практической деятель- ности, а также путем подготовки кадров и других совместных мероприятий превентивного характера. Данная Конвенция была ратифицирована Россий- ской Федерацией 19 мая 2006 года.
Российская Федерация предприняла самые активные усилия по совер- шенствованию собственного законодательства, касающегося борьбы с терро- ризмом. 15 февраля 2006 года был подписан Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму», утвердивший Положение о Национальном ан- титеррористическом комитете [23]. 6 марта 2006 года вступил в силу Феде- ральный закон «О противодействии терроризму» [24]. Уже 27 июля 2006 года Федеральный закон “«О внесении изменений в отдельные законодательные ак- ты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О рати- фикации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Феде- рального закона «О противодействии терроризму»” привел действующее зако- нодательство в соответствие с потребностями современного этапа борьбы с терроризмом [25].
В конце ХХ века продолжали совершаться преступления против лиц, поль- зующихся международной защитой, незаконный оборот наркотиков стал угро- жать генофонду человечества. Общий стоимостный объем операций в наркобиз- несе в год на рубеже тысячелетий превысил 500 млрд долларов США.
Отличительной особенностью последнего десятилетия ХХ века стала ост- рая реакция на проблему наркотиков государств Юго-Восточной Азии. Так, в 1993 году Лаос, Мьянма, Таиланд и Китай подписали меморандум об объедине- нии усилий в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В 1995 году к нему присоединились Камбоджа и Вьетнам. В соответствии с меморандумом был принят план субрегиональных действий. В рамках его реализации к началу 2000 года осуществлялось 12 проектов, 6 из которых включали правоохранительные инициативы, в том числе разработку оперативных процедур контроля наркоти- ков, усиление возможностей судебного преследования, повышение международ- ного сотрудничества [26].
Активную борьбу с транзитом наркотиков из Афганистана и Пакистана че- рез свою территорию в конце ХХ века начал Иран. Международный совет ООН по контролю за наркотическими средствами отметил в своем ежегодном докла- де в феврале 2000 года, что более 80% захватов опиума в мире в целом осу- ществлено иранскими правоохранительными органами, которые в течение по- следнего десятилетия понесли серьезные потери в войне с хорошо вооруженны- ми наркотическими картелями [27].
Анализ усилий, предпринимаемых Ираном, Пакистаном, Турцией и Аф- ганистаном, позволяет сделать вывод, что, в отличие от государств Юго- Восточной Азии, эти страны делают упор на собственные силы и мероприятия внутригосударственного характера, а не на международное сотрудничество. Данное обстоятельство во многом обусловлено политическими факторами.
К сожалению, военная операция сил международной коалиции против «Талибана» не решила проблему борьбы с наркотрафиком из Афганистана. Да и костяк военного контингента – подразделения армии США – такую задачу, видимо, перед собой не ставили. В конце ХХ века транзит наркотиков из Афга- нистана через Россию стал серьезной проблемой. По оценке специалистов, произошла переориентация зарубежных преступных организаций с «балканско- го пути» транспортировки наркотиков в страны Европы и Америки на россий- ский [28]. Это потребовало активизации сотрудничества правоохранительных органов России с зарубежными партнерами, в том числе проведения совмест- ных оперативно-разыскных мероприятий, включая контролируемые поставки.
Учитывая опасность этой ситуации для генофонда нации, Правительство Российской Федерации Постановлением от 23 января 2002 года № 44 утвердило федеральную целевую программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002–2004 годы» [29]. В ней предусмотрены меры по усилению сотрудничества как в рамках Программы ООН по международному контролю над наркотиками, так и в рамках международных региональных организаций, Интерпола и на двусторонней основе. Важным решением, усиливающим борьбу государства с незаконным оборотом наркотиков, стало создание Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ [30].
Показателем расширения контактов России в борьбе с наркотиками яви- лось заключение 25 сентября 2002 года Соглашения с Правительством США о сотрудничестве в осуществлении правоохранительной деятельности и контроле за наркотиками [31].
Необходимо отметить, что роль России в международном сотрудничестве по борьбе с наркоугрозой в начале XXI столетия существенно возросла. Одним из примеров, подтверждающих этот факт, является признание в мире авторитета Международного межведомственного центра по подготовке сотрудников под- разделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, созданного на базе Всероссийского института повышения квалификации МВД России [32].
В 90-е годы ХХ века в западных странах стала формироваться правовая практика финансового контроля, направленная на профилактику экономиче- ских и финансовых преступлений. Речь идет о принятии законов по отмыванию «грязных денег» [33]. По оценке Международного валютного фонда, ежегодно в мире отмывается денег, полученных преступным путем, на сумму 600 млрд долларов США. На Всемирной конференции ООН в Неаполе в ноябре 1994 го- да отмечалось, что тенденции в развитии методов «отмывания» денег характе- ризуются растущей изощренностью [34].
Борьба с этим видом преступлений довольно детально регламентируется Конвенцией Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации до- ходов от преступной деятельности от 6 ноября 1990 года [35]. Данная Конвенция была ратифицирована нашей страной в мае 2001 года. Уже в августе 2001 года был подписан Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) дохо- дов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [36]. Он раз- вил положения Конвенции Совета Европы.
Как известно, после июля 2006 года конфискация в Уголовном кодексе РФ приобрела несколько иной вид. Тем не менее, сохраняя конфискацию, Россия, в том числе, выполняет свои международно-правовые обязательства. Дело в том, что 22 июля 2005 года ЭКОСОС принял Типовое двустороннее соглашение о совместном использовании конфискованных доходов от преступлений или иму- щества, на которое распространяется действие Конвенции ООН против трансна- циональной организованной преступности 2000 года и Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года [37]. Типовое соглашение создает основы возвращения конфискован- ных доходов от преступлений или имущества запрашивающему государству- участнику, чтобы оно могло предоставить компенсацию потерпевшим от пре- ступления или возвратить такие доходы или имущество их законным собственникам.
Совершенствования российского законодательства требует и подписание в конце ХХ – начале XXI столетия нескольких конвенций по борьбе с преступ- ностью. Так, Россия подписала Конвенцию Совета Европы об уголовной ответ- ственности за коррупцию 1999 года и Конвенцию ООН против коррупции 2003 года [38].
Среди новых преступлений конца ХХ века выделяются преступления, связанные с использованием компьютерной сети. Особую озабоченность вызы- вает создание глобальными компьютерными сетями совершенно новых усло- вий, облегчающих отмывание доходов от преступной деятельности. Это прояв- ляется в создании и деятельности так называемых «виртуальных» банков [39]. Интернет стали использовать для осуществления заказных убийств [40]. По оценке английских специалистов, «Аль-Каида стремится использовать совре- менные средства связи, такие, как Интернет, для глобализации ислама» [41].
Страны Совета Европы, сознавая степень опасности компьютерных пре- ступлений, приняли в ноябре 2001 года в Страсбурге Конвенцию по борьбе с киберпреступностью [42]. По оценке ООН, с ее принятием создана достаточная международно-правовая база для борьбы с этим видом преступлений междуна- родного характера. Упомянутая Конвенция Совета Европы и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года обязывают государства гармонизировать национальные законы в отношении определения компьютерных преступлений.
Осознание необходимости обеспечения информационной безопасности России привело к принятию 9 сентября 2000 года соответствующей доктрины. Она закрепляет особенности обеспечения информационной безопасности в Рос- сийской Федерации в различных сферах общественной жизни. Отдельно выде- лены объекты обеспечения информационной безопасности в правоохранитель- ной и судебной сферах [43].
Анализ деятельности правоохранительных органов многих государств позволяет сделать вывод, что в последние десятилетия ХХ века организованная транснациональная преступность охватила большинство видов преступлений международного характера. В 1994 году в Италии (г. Неаполь) состоялась Все- мирная конференция на уровне министров по организованной транснациональ- ной преступности. В ее работе приняли участие Генеральный секретарь ООН, представители 142 государств мира и многих международных организаций, включая Интерпол. Конференция приняла Неапольскую политическую декла- рацию и Глобальный план действий против организованной транснациональной преступности. Политическая декларация отметила существование связей между транснациональной организованной преступностью и террористически- ми преступлениями [44].
На конференции много внимания было уделено характеристикам органи- зованной преступности [45]. Был сделан вывод о качественном и количественном росте транснациональной преступности и названы ее относительно новые формы: контрабанда предметов искусства, оружия, ядерных материалов и опасных отходов, торговля редкими видами животных и растений, финансовые аферы и незаконные операции с кредитными карточками, ограбление пассажиров международных поездов. В то же время не снизилась острота проблем, свя- занных с традиционными формами организованной преступности [46].
Мы считаем, что серьезным достижением конференции явилась поста- новка проблемы признания уголовной ответственности юридических лиц, входящих в структуру организованной преступности [47]. Как отмечают И.И. Лукашук и В.С. Овчинский, такая ответственность должна найти отражение и в правовой системе России [48].
Этапным можно считать заключение целевых соглашений по борьбе с орга- низованными формами преступности. В 1997 году правительством России были заключены соглашения с Правительством Венгерской Республики и с Правительством Великобритании. Это были первые соглашения такого высокого (межпра- вительственного) уровня, посвященные борьбе с организованными формами преступности.
Международный терроризм и транснациональная организованная пре- ступность тесно взаимосвязаны через торговлю оружием, наркотиками и отмы- вание денег, полученных преступным путем. Не случайно в повестку Х Кон- гресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушите- лями, который состоялся в апреле 2000 года в Вене, в качестве основного был включен вопрос о международном сотрудничестве в борьбе с транснациональ- ной преступностью [49]. Главным итоговым документом Конгресса стала «Вен- ская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы ХХI века». Она содержала призыв о скорейшем завершении Конвенции против транснаци- ональной организованной преступности; о разработке международно-правового акта по борьбе с коррупцией; об активизации борьбы против отмывания денег, полученных преступных путем.
В декабре 2000 года в Палермо на политической конференции высокого уровня представители 130 государств подписали Конвенцию ООН против транс- национальной организованной преступности и два протокола к ней: Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее и Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, мо- рю и воздуху. Конвенция ООН 2000 года предлагает конкретные меры по борьбе с организованной преступностью. В частности, Конвенция предусматривает приме- нение юрисдикции государства-участника, когда преступление совершено за пре- делами его территории с целью совершения серьезного преступления на его территории, а также в отношении преступлений, охватываемых Конвенцией, когда подозреваемое лицо находится на его территории и оно не выдает его [50]. Вво- дится также понятие «ответственность юридических лиц» за участие в серьезных преступлениях, к которым причастна организованная преступная группа.
В мае 2001 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила своей резолюци- ей 55/225 Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельно- го оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности [51].
Конвенция ООН 2000 года вступила в силу 29 сентября 2003 года, Россия ра- тифицировала ее 29 апреля 2004 года. Она совместно с протоколами является пра- вовой основой международного сотрудничества государств в борьбе с вопиющими преступлениями XXI века.
Важнейшей формой международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью является правовая помощь. В конце ХХ века Россия являлась участницей 61 специального международного договора о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и иным делам (16 многосто- ронних и 45 двусторонних). Среди многосторонних договоров, принятых в рас- сматриваемый период, необходимо отметить Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 го- да. Знаковым событием явилось заключение упомянутого уже Договора между Российской Федерацией и США о взаимной правовой помощи по уголовным делам [52].
Особым видом правовой помощи является выдача (экстрадиция). Про- блема выдачи преступников является очень сложной, так как непосредственно затрагивает суверенитет государств. Как известно, правовыми основаниями выдачи преступников являются национальное законодательство, двусторон- ние соглашения о правовой помощи или выдаче преступников, многосторон- ние и региональные конвенции по борьбе с отдельными видами преступлений.
В ХХ веке сложилась практика невыдачи собственных граждан, а также лиц, которым предоставлено убежище. Однако в начале XXI века все зависит от законодательства государств, заключающих договоры об экстрадиции [53]. Не- которые многосторонние договоры в настоящее время исключают из числа лиц, преследуемых по политическим мотивам, тех, кто посягал на безопасность граж- данской авиации, лиц, пользующихся международной защитой, а также лиц, со- вершивших преступления против мира и безопасности человечества.
Важную роль в мировой системе борьбы с преступностью играет Между- народный уголовный суд. Согласно статье 5 Римского статута, Суд обладает юрисдикцией в отношении геноцида, преступлений против человечности, воен- ных преступлений и агрессии. Преступления международного характера не под- падают под его юрисдикцию, однако Суд играет особую роль в выработке еди- ной позиции государств в борьбе с международной преступностью, а нормы Статута, регламентирующие выдачу, служат ориентиром при заключении дого- воров о выдаче. Некоторые ученые относят международный терроризм к между- народным преступлениям. При возобладании этой точки зрения на уровне миро- вого сообщества террористические акты будут отнесены к сфере юрисдикции Международного уголовного суда.
Проблема выдачи сложна и в силу того, что затрагиваются многие вопросы, входящие во внутреннюю компетенцию государств. Именно поэтому необходимо скорейшее принятие федерального закона Российской Федерации «О выдаче (экс- традиции) лица для уголовного преследования или исполнения приговора, или лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в стране, граж- данином которой он является» [54].
Таким образом, сотрудничество государств в борьбе с преступлениями меж- дународного характера в конце ХХ – начале XXI века определялось новыми факто- рами и характеризовалось определенными тенденциями. Необходимо отметить, что мировое сообщество, осознав степень угрозы, исходящей от терроризма, дополнило международно-правовую базу рядом универсальных конвенций.