По материалам европейской прессы можно выделить следующие основные исламистские группировки в Сирии.
«Армия ислама» или «Джаиш аль-Ислам» — это националистическое салафитское движение. Оно планирует свою борьбу только в пределах сирийских границ.
Лидер - Мухаммед Захран Аллуш. Это самое крупное объединение в пригородах Дамаска и, в частности, в Гуте. Число его боевиков оценивается в 10 000 человек: некоторые из них были освобождены из заключения в 2011 году, когда Башар Асад пытался проявить открытость к оппозиции. «Армию ислама» поддерживают Саудовская Аравия и Катар. Она отказалась присоединиться к сформированной в октябре в Дамаске новой коалиции под названием Солдаты удачи ( «Джунд аль-Малахим»). Отказ «Джаиш аль-Ислам» может быть связан с его стремлением показать себя «умеренным» движением, у которого нет связей с «Джабхат ан-Нусрой». Параллельно с этим «Джаиш аль-Ислам» принадлежит к Исламскому фронту, который включает в себя семь салафитских движений, в том числе «Ахрар аш-Шам», а тот зависит от «Джунд аль-Малахим» и поддерживает связи с «Джабхат ан-Нусрой». Аллуш — это военный командующий ИФ, а Хасан Абуд, эмир «Ахрар аш-Шам», — его политический лидер.
«Джунд аль-Малахим» (Солдаты удачи) вобрала в себя «Джабхат ан-Нусру» (местное «отделение» «Аль-Каиды»), «Ахрар аш-Шам» (Свободные люди Леванта) и «Анджад аш-Шам» (Солдаты Леванта). При формировании новая коалиция заявила, что умма подверглась «яростной атаке» в Леванте и за его пределами. «Русские присоединились к этой атаке, пойдя по стопам отступников, крестоносцев и их союзников».
«Джаиш аль-Фатех» (Армия завоевания, 30 000 человек): включает в себя «Джабхат ан-Нусру», «Ахрар аш-Шам» и еще пять движений. Эта коалиция с весны 2015 г. Находится в городе Идлиб и создавая угрозу для Латакии (расстояние 170 км). на юго-западе, Алеппо ( расстояние 40 км.) на северо-востоке и Хамы ( расстояние 120 км.) на юге. Эта коалиция создала опасность полной дестабилизации ситуации. Стоит отметить, что в Алеппо существует другая коалиция из 13 группировок, включающая «Джабхат ан-Нусру» и «Ахрар аш-Шам». У «Джаиш аль-Фатех» есть тыловые базы в Турции, и оно пользуется поддержкой ряда государств Персидского залива.
Известна коалиция «Южный фронт» под командованием подполковника Маджида аль-Саида Ахмада. Бойцы Свободной сирийской армии объединились с бригадой «Ярмук» (одно из 50 движений в коалиции). «Южный фронт» поддерживают Иордания, США и Саудовская Аравия.
«Сирийские демократические силы» сформированы из курдских отрядов самообороны, вооруженного движения при партии «Демократический союз» (поддерживает тесные связи с Курдской рабочей партией) и различными арабскими и сирийскими силами. Курды ни разу не вступали в противостояние с армией Башара Асада, который отступил из курдских зон в 2011-2012 годах. Когда США говорят, что хотят, чтобы Ракку взяла оппозиция, они намекают именно на это объединение. Только вот проблема в том, что курдов интересует продвижение не на юг (к Ракке), а на запад через Эвфрат для объединения своих территорий. А Турция даже слышать об этом не хочет. Турецкая армия уже вела предупредительные обстрелы курдских отрядов. Курды обычно не сражаются с другими отрядами повстанцев, если не считать несколько столкновений с «Джабхат ан-Нусрой». В то же время они ведут открытую войну с ИГ и со всеми кто присягнул его халифу аль-Багдади.
Что касается «Аль-Каида» и ИГ то они противостоят друг другу, на уровне их лидеров. Абу Бакр аль-Багдади ставит под сомнение авторитет Аймана аз-Завахири . Однако радикальный исламизм — их общая философия. Они даже сотрудничают на в районе Алеппо, потому что им противостоят одни и те же противники. Позиция аз-Завахири в данном случае более прагматична, он готов принять аль-Багдади если он признает свои ошибки по отношению к Аль Каиде.
Академия Национальной Безопасности